Ошибка: Failed to parse the Currency Converter XML document.
$244.74


Ошибка: Failed to parse the Currency Converter XML document.
$2 414.50


Ошибка: Failed to parse the Currency Converter XML document.
$1 216.03


Ajax

Когда существующих возможностей становиться мало, а совершенствовать существующее уже некуда, тогда и происходит технологический прорыв. Таким прорывом и есть AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) — подход к построению пользовательских интерфейсов веб-приложений, при котором web-страница, не перезагружаясь, сама догружает необходимые пользователю данные. AJAX — один из компонентов концепции DHTML.

Что же дает нам эта технология. Сейчас разработка WEB приложений стремится к разграничению клиентской части и серверной, этим и обуславливается повсеместное использование шаблонизаторов, таких как Smarty и XSLT. Сейчас проекты становятся сложнее, и переплетать между собой различные технологии становиться слишком дорого для времени разработчика. Так, например, все стили форматирования выносятся в CSS или в XSL файлы, HTML или XML данные хранятся в других разделах, серверные обработчики в третьих, базы данных в четвертых. И если еще 5-6 лет назад практически везде можно было увидеть переплетение всего этого в одном файле, то сейчас это все чаще становиться редкостью.


При разработке более сложных проектов возникает необходимость в структурированности и удобочитаемости кода. Не следует засорять код программиста кодом верстальщика, а код верстальщика — правками дизайнера, и так далее.


Возникает необходимость в разграничении работы. Так, например, дизайнер будет делать свою работу, верстальщик свою, программист свою, и при этом никто друг другу мешать не будет. В итоге каждому участнику проекта достаточно будет знать только те данные, с которыми ему придется работать. В таком случае производительность группы и качество проекта повышается в разы. В настоящее время эта проблема с успехом решается путем использования шаблонов, однако это тоже создает определенные трудности, так как чтобы, скажем, подключить Smarty, необходимо подключить программный модуль обработки шаблонов, и четко связать со структурой проекта. А это далеко не всегда возможно и требует определенных затрат. Немного проще при использовании связки XML + XSL, так как они предоставляют больше возможностей, однако это альтернатива, не более. А что если посмотреть в сторону чего-то радикально нового, что позволяло бы объединить все лучше, используя возможности того, что есть? Попробуйте представить JavaScript, который обладает всем возможностями PHP или Perl, включая работу с графикой и базами данных, который имеет гораздо более удобную расширяемость и практичность, и к тому же кросс-платформен.

Так что же такое AJAX? Впервые об Ajax заговорили после появления в феврале 2005-го года статьи Джесси Джеймса Гарретта (Jesse James Garrett) «Новый подход к веб-приложениям». Ajax — это не самостоятельная технология. Это идея, которая базируется на двух основных принципах.

Использование DHTML для динамичного изменения содержания страницы.

Использование XMLHttpRequest для обращения к серверу «на лету».

Использование этих двух подходов позволяет создавать намного более удобные WEB-интерфейсы пользователя на тех страницах сайтов, где необходимо активное взаимодействие с пользователем. Использование Ajax стало наиболее популярно после того, как компания Google начала активно использовать его при создании своих сайтов, таких как Gmail, Google maps и Google suggest. Создание этих сайтов подтвердило эффективность использования данного подхода.

Итак подробнее: если взять классическую модель WEB-приложения:

Ajax
Клиент, набирая в строке поиска адрес интересующего его ресурса, попадая на сервер, делает к нему запрос. Сервер производит вычисления в соответствии с запросом, обращается к базе данных и так далее, после чего полученные данные идут клиенту и, в случае необходимости подставляются в шаблоны и обрабатываются браузером. Результатом является страница, которую мы видим, и которую 80% населения страны находящейся в WEB называют Интернетом. Это классическая модель, которая успела себя зарекомендовать и заслужить себе почетное место под солнцем. Это самая простая модель взаимодействия и, как следствие, самая распространенная. Однако ее все чаще становиться недостаточно. Представьте себе, on-line игру «Морской бой», в которую играют два закоренелых друга — житель ЮАР и житель Японии. Как с помощью такой модели сделать их игру максимально приятной? В любом случае данные потопленных кораблей будут хранится на сервере, и что бы проверить не походил ли оппонент, необходим будет каждый раз обновлять страницу и подгущать устаревшие данные. «Но ведь люди придумали кэширование» — скажете вы и будете абсолютно правы, но легче от этого не становиться. Кэширование всего лишь ускорит время взаимодействия с сервером, но не избавит от необходимости перезагружать страницу. Как вариант можно поставить определенное время самообновления, но и в этом случае страница будет перезагружаться полностью.

Теперь посмотрим на модель взаимодействия AJAX:
Ajax
Последовательность действий клиента сохраняется и он, скорее всего не поймет того, что будет происходить, а слово AJAX будет ассоциироваться только с названием футбольного клуба. Но на стороне сервера все выглядит иначе.

При обращении к серверу, генерируется страница, которая будет отображаться пользователю, и предлагать ему совершить интересующую его последовательность действий. При сознательном (хотя и не обязательно) выборе клиента, его запрос будет обращаться к AJAX модулю, который и будет производить все интересующие его вычисления и работу с сервером как таковым. Но в чем же новшество? Основное отличие в том что этот метод дает нам возможность динамически обращаться к серверу и выполнять интересующие нас действия. Например, нам нужно выполнить обращение к базе данных и получить интересующие нас данные которые затем будем использовать. Данные мы будем хранить в XML файле который будет формироваться динамически, таким образом:

Создаем новый объект javascript:
var req = new ActiveXObject(«Microsoft.XMLHTTP»); (для IE)
var req = new XMLHttpRequest();  (Для всего остального)

Затем пишем функцию использующий этот объект
var req;

function loadXMLDoc(url) {
    // branch for native XMLHttpRequest object
    if (window.XMLHttpRequest) {
        req = new XMLHttpRequest();
        req.onreadystatechange = processReqChange;
        req.open(«GET», url, true);
        req.send(null);
    // branch for IE/Windows ActiveX version
    } else if (window.ActiveXObject) {
        req = new ActiveXObject(«Microsoft.XMLHTTP»);
        if (req) {
            req.onreadystatechange = processReqChange;
            req.open(«GET», url, true);
            req.send();
        }
    }
}

Теле HTML файла пишем скрипт, который будет:
function checkName(input, response)
{
  if (response != «»){
    // Response mode
    message   = document.getElementById(«nameCheckFailed»);
    if (response == «1»){
      message.className = «error»;
    }else{
      message.className = «hidden»;
    }
  }else{
    // Input mode
    url  = «http://localhost/xml/checkUserName.php?q=» \
    + input;
    loadXMLDoc(url);
  }
}

В файле localhost/xml/checkUserName.php мы обрабатываем данные, полученные из командной строки в данном случае в переменной q. А результат сохраняем в XML структуре, которую храним в этом же файле. Так мы можем получить и обработать данные, полученные из БД, или что-нибудь другое необходимое нам. К тому же сервер будет обрабатывать только те данные, которые нам необходимо обновить, а не всю страницу в случае ее перезагрузки.

Теперь вернемся к двум друзьям — любителям морского боя: ввиду появления данного новшества, мы можем сделать следующее: поставить проверку в течении каждых трех секунд XML файла данная проверка подразумевает под собой проверку базы данных на предмет новой записи, то есть — сделанного оппонентом хода. Если ход был сделан, страница без перезагрузки топит корабли, тем самым, портя настроение участникам водных баталий. Данная функциональность достигается элементарным использованием Javascript и таблиц стилей. Этот пример достаточно наглядный, однако далеко не полный, применение данной технологии гораздо существенней.

Однако не все так просто. Давайте теперь рассмотрим отрицательные черты.

Во-первых — мы можем передавать данные только методом GET, соответственно большие объемы данных придется оставить в покое. Данная проблема уже не раз поднималась в разных источниках, но господа, есть ведь Сookies, которые вполне приемлемы в случаях передачи больших данных, чем может вместить в себя GET запрос, а Javascript в свою очередь имеет функции для работы с ними.

Вторая проблема — кросс-браузерность. Объект XMLHttpRequest еще не является частью какого-либо стандарта (хотя нечто подобное уже было предложено в спецификации W3C DOM Level 3 Load and Save). Поэтому существует два отличных друг от друга метода вызова этого объекта в коде скрипта. В Internet Explorer объект ActiveX вызывается так:
var req = new ActiveXObject(«Microsoft.XMLHTTP»);

В Mozilla и Safari это делается проще (так как там это объект, встроенный в JavaScript):
var req = new XMLHttpRequest();

Все современные браузеры поддерживают данный объект и проблемы возникнут только у 1,8% пользователей (согласно данными статистики компании SpyLog), которые пользуются очень старыми версиями браузеров, не поддерживающими этот объект.

И, наконец, защищенность. На этом остановимся поподробнее. Основная проблема заключается в том, что все данные и исходный код JavaScript функций можно увидеть путем просмотра исходного кода страницы, соответственно злоумышленник может проследить логику выполнения запросов и при определенном стечении обстоятельств выполнить необходимый ему набор команд. Это не играет особой роли, когда у нас идет простое сопоставление данных, но что делать в более сложных ситуациях, например при авторизации, и как в таком случае передавать пароли. Как уже было сказано выше, на помощь приходят Cookies. Необходимые данные можно пересылать с их помощью, так же их и обрабатывать. Возьмем пример, в котором пользователь будет проходить аутентификацию с помощью технологии которой посвящена статья.

Ajax
Генерации страницы, мы формируем уникальные значения, которые затем помещаем в переменные сервера. И в Cookies браузера, затем при авторизации мы получаем имя пользователя и его пароль, которые нам необходимо передать модулю обработки на сервере.

После того как пользователь ввел данные и нажал кнопку Submit его пароль заноситься в Cookies, а имя пользователя передается открыто — ссылкой например http://www.mubestajax.com/ajax.php?login=pupkin при получении данных сервер, в первую очередь проводит сверку полученных данных. Так как значения которые мы генерировали с начала работы сервера а затем передавали их глобальным переменным сервера и cookies должны совпадать, то при проверке целостности переданных данных в случае несовпадения программа перестает работать. Если же все прошло хорошо, то извлекаются все необходимые данные и проводятся необходимые вычисления и работы. Такой способ защиты достаточно прост и эффективен. Но для больших проектов он не подойдет.

Когда на первый план выходит безопасность, лучше использовать более сложные и надежные решения. Но в большинстве случаев данных мер предосторожности будет более чем достаточно, так как использование более сложных модулей влечет за собой использование технологий которые не всегда входят в состав стандартного программного обеспечения современных серверов, основная черта которых — простота. Именно по этому такие технологии как MySQL и PHP получили очень широкое распространение, т.к. они обеспечивают простоту работы при своей небольшой ресурсоемкости и достаточной надежности. А к рамках данного программного обеспечения как нельзя лучше подойдет решение предложенное выше.

В заключении хотелось бы сказать, что AJAX с одной стороны — огромный скачок в WEB инженерии, но с другой стороны это давно назревавший этап эволюции, который открыл новые горизонты в сфере разработки программного обеспечения. В тоже время эта технология еще довольно «сыра» так как ее использование на данный момент скорее приятное исключение. Но я уверен, что о ней еще не раз все услышат.

 

Интересное

Assembler. Введение
Микропроцессоры корпорации Intel и персональные компьютеры на их базе прошли не очень длинный во времени, но значительный по существу путь развития, на протяжении которого кардинально изменялись и...
Подробнее...
Десять советов по...
Использование всевозможных технологий удаленного администрирования рабочих станций позволяет существенно сэкономить время и деньги. Ниже приводятся некоторые советы, которые помогут читателям в...
Подробнее...
Externet VPN: технология...
Современный телекоммуникационный рынок предлагает пользователю множество решений, призванных сделать различные типы связи более доступными, удобными и надежными. Сегодня одной из самых интересных...
Подробнее...
Браузер Opera. FAQ
Приветствую всех поклонников браузера Opera. Представляю вашему вниманию очередную порцию вопросов/ответов.
Подробнее...
Общая информация по XP
1.1. Что такое WindowsXP? Это новая OC от компании Microsoft, в которой сделана попытка объединить две, ранее существовавшие независимо, линейки W9x и NT. Первоначально этот проект назывался...
Подробнее...
Проверка данных из формы
Наверное все встречались с некоторой недобросовестностью некоторых посетителей Вашей страничкипри отправлении форм... То ерунду какую то напишут, то неправильно укажут адрес электронной почты, то...
Подробнее...
CGI Perl FAQ
Что такое CGI и зачем мне все это нужно, если я не умею программировать, да и учиться на старости лет нет особого желания?CGI (Common Gateway Interface) — это шлюз, с помощью которого...
Подробнее...
Основы работы с базами данных
Умение обращаться с файлами данных — чуть ли не одна из самых важных ступений в обучении программированию на Visual Basic! Здесь я постараюсь выложить только самые основные приёмы работы с...
Подробнее...
ПО WWW БЕЗ СЛЕДОВ
Путешествуя по Интернету, мы не часто задумываемся о том, что оставляем следы своих посещений каждый раз, когда заходим на какой-либо сайт. Пожалуй, об этом и не стоило бы беспокоиться, если бы не...
Подробнее...
FreeBSD под эмулятором Bochs
В этой статье описывается мой опыт по сборке урезанного варианта FreeBSD «с нуля» и запуска ее под эмулятором Bochs. Основываясь на статье Йенса Швайкхардта (Jens Schweikhardt) «FreeBSD From...
Подробнее...